Первооткрыватели визиток

В истории нет четкого упоминания о том, кто первым написал на бумаге, пергаменте, коре, камне или металле свои инициалы, должность, профессию, местонахождение и начал раздавать людям. Французы утверждают, что первые визитные карточки были придуманы во Франции в XVII в. одним из придворных Людовика XIV. А китайцы доказывают, что до визиток додумались именно их предки. Согласно еще одной теории, визитки вошли в обиход гораздо раньше и отнюдь не были атрибутом правящего класса. Напротив, ими пользовался в основном разночинный люд, любящий азартные игры: на «рубашке» карты проигравший писал свои имя и адрес, чтобы на следующий день победитель мог явиться за выигрышем.

Тем не менее, первое документальное подтверждение — образец печатной визитной карточки — было обнаружено в Германии и относится к 1786 году.

Визитки на территории Украины

На территории Украины и России визитные карточки появились в XVIII в. при императрице Екатерине II и стали вещью значимой, представлявшей своего хозяина во всем величии и блеске. Мужчины заводили себе «простыни» размером с почтовую открытку, на которых значились имя, отчество, фамилия владельца, его титул, реже — должность. Мужские визитки были строгими, варьировались только шрифты и сорта бумаги. Женщинам позволялись различные «излишества» в виде вензельков, цветочков, птичек, причем размер женских визиток порой был даже меньше современного.

Постепенно визитки превратились в подлинные шедевры графического искусства с гравированным орнаментом, причудливыми гербами владельцев. Однако широкое распространение визитные карточки получили только в XIX веке. Тогда и сложилась определенная культура оформления визиток и пользования ими. Они стали неотъемлемой частью этикета, а правила их применения были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Кроме того, визитные карточки представляли целую область полиграфического искусства со своими шедеврами, канонами и табу. Для художников-миниатюристов работы в те времена хватало.

Визитки в Советском Союзе

К сожалению, после революции 1917 года визитки полностью искоренили, объявив буржуазным пережитком. В Советском Союзе иметь визитку могли либо чиновники и общественные деятели, либо представители творческой интеллигенции, которым прощались маленькие слабости. Право на визитку имели сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, «выездные» деятели культуры. Существовал весьма строгий порядок получения визитных карточек: нужно было написать заявление в «органы» с убедительным обоснованием, зачем это нужно. Карточки чиновников были очень скупо оформленными, скучными и однообразными, к тому же текст обычно проходил цензуру. Актеры, режиссеры, художники позволяли себе неизмеримо больше, создавая порой настоящие произведения искусства. От советских времен в современную практику перешла манера писать фамилию впереди имени — до сих пор так делают только в Украине и России. Еще одним немаловажным правилом «русской визитки» стал одинаковый размер и полный отказ от какой-либо изысканности и пышности. В то время как за границей существовали два вида визитных карточек — вертикальная и горизонтальная, — в СССР преобладал горизонтальный формат.

Новая веха в истории визиток

В конце XX в. визитные карточки снова получают широкое распространение. С бурным развитием экономики, политики и бизнеса небольшая карточка становится символом новых деловых отношений. Возникает спрос, создаются фирмы, предлагающие всевозможные варианты решения «визиточного» вопроса. Теперь важна престижность самой визитки, а не только вежливое напоминание о владельце карточки. Вслед за многими европейскими странами в Украине появляются «двойные» и даже «тройные» карточки-раскладушки. Визитка становится более «нарядной» и «разговорчивой», иногда даже слишком «болтливой». Но среди этой неразберихи существует особый класс художественно оформленных визитных карточек, которые становятся произведениями искусства и поражают своей экстравагантностью.

У дизайнеров появилась новая сфера деятельности — дизайн визитной карточки. Появился спрос, требовательные заказчики. Былая церемонность, ненавязчивость, вежливость к получателю сменились саморекламой. Информация становится более агрессивной и демократичной, на смену вежливому напоминанию о владельце карточки приходит престижность самой визитки (дорогие дизайнеры — дорогие визитки — дорогие технологии). Визитка стала стилем новых деловых отношений, утратив старомодность визитного билета, но сохранив свое главное свойство — представительность.

В XXI веке визитки вышли за рамки официоза и стали активно использоваться в различных сферах деловой жизни. Диапазон их применения широк: поддержание связей между официальными и неофициальными лицами, деловыми и общественными кругами, бизнесменами. В ряде случаев, например в Японии, Корее, визитка может служить удостоверением личности.

Adblock
detector