Что такое товарный знак и как его зарегистрировать

Условия применения товарного знака закреплены в статье 1477 ГК РФ. Под товарным знаком понимается обозначение для индивидуализации товаров или услуг. Товарный знак выступает «ярлыком», позволяющим отличать товары/услуги разных предприятий. Иногда товарный знак называют товарной или торговой маркой. Как правило, чтобы достичь уровня создания собственного знака, индивидуальному предпринимателю или компании необходимо преодолеть значительный путь, сначала доведя свою продукцию до высочайшего качества, наладив внутреннюю стандартизацию, а позже найдя большую клиентуру.

регистрация товарного знакаПроцесс регистрации своего знака – довольно продолжительная процедура, которая из-за исторических причин развития в меньшей степени распространена в странах СНГ, чем на Западе. Как правило, регистрация товарного знака опосредованно выполняет защитную функцию, потому что только правообладатель может использовать марку, автоматически запрещая ее применение другими лицами без предварительной договоренности (например, без сотрудничества по франшизе). Незаконное использование товарной марки грозит для нарушителя наказанием, которая в зависимости от тяжести, «объема» и последствий правонарушений может повлечь гражданско-правовую (ст. 1515 ГК), административную (ст. 14.10 КоАП) или уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

маркетингТаким образом, можно выделить 3 основные цели использования торговой марки:

  • свидетельство о товарном знаке ограничивает его использование третьими лицами;
  • является гарантом качества и соответствия товарной политики организации, что может принести дополнительную прибыль;
  • знак можно продать или купить (чаще всего для этого используется договор отчуждения).

В Российской Федерации товарный знак регистрируется на 10 лет (именно на этот срок сохраняется действие свидетельства о регистрации марки). По истечении данного периода действие знака можно продлить еще на 10 лет, и число таких повторов не ограничивается. Однако при любом продлении следует контролировать процесс, потому что он не производится автоматически даже для крупных брендов: нужно подготавливать заявление в регистрационные органы и платить госпошлину.

Товарный знак «создается» для каждой услуги или каждого типа товара, на которых будет зарабатывать производитель, поэтому чем больше классов товаров/услуг планирует внедрять бизнес, тем увеличивается стоимость и трудоемкость регистрации торговой марки.

Для регистрации владельцу компании, ИП или доверенному лицу необходимо подать в Роспатент заявление на регистрацию и задокументированную концепцию знака: его обозначение, описание, перечень товаров и согласие на обработку персональных данных. После проверки на плагиат и обмена документацией знак будет зарегистрирован.

Adblock
detector