Что такое глубокая печать?

Методику переноса надписей и рисунков на рабочую поверхность при использовании специальной матрицы называют глубокой печатью. Основные элементы этой матрицы утоплены по отношению к пробельным, при этом все они покрываются краской. В этом заключается особенность технологии.

Толщина красящего слоя варьируется от десятков до сотен микрометров. Из этого вытекает свойство глубокой печати — получение рельефного изображения, шершавого на ощупь.
Первой появилась высокая печать, но процесс отнимал время, использовались токсичные краски. На смену ей пришла офсетная, а затем глубокая. Последняя использовалась для защиты ценных бумаг от подделок. Затем ее стали применять при изготовлении рекламных каталогов, журналов. Позже ГБ во всех направлениях, кроме изготовления упаковки, начала вытеснять офсетная.

Пик востребованности технологии пришелся на 70―80-е годы прошлого столетия. Сегодня ей принадлежит доля рынка в переделах 10 %.

Машины для глубокой печатиСовременные машины для глубокой печати

Тонкости процесса
При глубоком способе печати форма полностью покрывается краской. В зависимости от толщины слоя варьируется насыщенность цвета. На темных участках слой толще, на светлых — тоньше.

Перед тем как приступить к переносу изображения, краску с пробельных компонентов убирают. Для этого используют специальный нож — ракель. Им оснащают машинки, работающие по технологии глубокой печати.

Преимущества и недостатки глубокой печати
Оценка общемировой ситуации показывает, что глубокая печать ежегодно развивается, хотя и исключительно за счет увеличения общей емкости рынка гибкой упаковки. Таким образом, доля глубокой печати немного уменьшается по сравнению с флексографией и офсетом, но объем выпускаемой продукции увеличивается. В Западной Европе установлено несколько сотен машин глубокой печати, и они очень активно работают на рынке гибкой упаковки и полиграфии. В азиатском регионе глубокая печать по-прежнему доминирует, т. к. она только приближается к уровню качества глубокой печати, несмотря на все успехи флексографии, в то время как в этих странах необходимо стабильное качество при воспроизведении иероглифической письменности. Флексография пока не может обеспечить этого.

По оценкам ERA (European Rotogravure Association), объем упаковки, запечатанной на машинах глубокой печати, в среднем увеличивается на 3% в год. Хотя флексография опережает глубокую печать по темпам роста, это не означает, что глубокая печать в обозримом будущем может потерять свои позиции в традиционных сегментах.

Эта технология направлена на печать по нетянущимся материалам, таким, как двуосноориентированный полипропилен (ВОРР) и лавсан (РЕТ), хотя новые технологии позволяют наносить изображение методом глубокой печати на очень тонкие или легко тянущиеся пленки. Раньше их качественная запечатка была возможна только на планетарных машинах. В машинах модульного построения (флексографских и глубоких) было довольно сложно контролировать приводку. Сегодня ведущие концерны внедрили несколько разработок, позволяющих работать с тонкими пленками: специальные сушки, поддерживающие низкие температуры, высокочувствительные системы натяжения полотна, короткий путь проводки материала. Например, компания Windmoeller & Hoelscher сообщила об установке на предприятии Bakrotisak (Хорватия) машины глубокой печати Heliostar. Ее конфигурация позволяет на высокой скорости наносить печать на 7-микронную алюминиевую фольгу.

Традиционно глубокая печать используется при производстве крупных и средних тиражей упаковки для кондитерских и мучных изделий, мороженого. Особенно прочны позиции глубокой печати в сегменте, где требуется нанесение клея для холодной склейки, что на флексографских машинах невозможно.
Рынок упаковки с клеем для холодной склейки очень привлекателен для любого производителя. Среди потребителей этой упаковки – крупные западные пищевые концерны (Nestle, Mars, Cadbury и т. д.), производящие шоколадные батончики и мороженое. Это может служить дополнительным аргументом для компаний, рассматривающих возможность покупки машин глубокой печати. Пока большая часть упаковки этого вида импортируется, так что выйти на этот рынок, мало освоенный российскими компаниями, достаточно легко.
Всем известно, что сложность процесса и высокая стоимость оборудования для допечатной подготовки препятствуют быстрому развитию глубокой печати. Во многом именно из-за этого фактора глубокая печать уступает свои позиции флексографии. Стоимость комплекса для допечатной подготовки у европейских поставщиков составляет около 1,5 млн евро. У корейских компаний полный комплекс допечатной подготовки (гальваника и гравировальная машина) не превышает 1 млн евро.

Итак, к плюсам можно отнести, несомненно, отличное визуальное качество печати – растяжка в «0», возможность выдержки точного цвета по Пантону (фирменный цвет бренда). Глубокая печать интересна при работе со средними и крупными заказами, а также с заказчиками, у которых очень высокие требования к качеству печати (себестоимость малых и средних тиражей выше, чем у флексо за счет более дорогой предпечатной подготовки). Плюсом является возможность за один прогон наносить печать и Сold seal («холодный клей»).

К недостаткам можно отнести, как уже было сказано выше, относительно высокую стоимость валов и более продолжительный срок их изготовления по сравнению с флексо, хотя это в последствии компенсируется, т.к. валы для глубокой печати во много раз более тиражестойкие, в сравнении с полимерными формами флексографии, а также, в традиционных пока вариантах, невозможность печати на тянущихся материалах.

Adblock
detector